Хотелось бы напомнить родителям о том, что разнообразные неврологические нарушения легче и успешнее поддаются лечению при их ранней диагностике. Консультация у невропатолога и, может быть, небольшой курс лечения - пусть будут эпизодом в жизни Вашего ребенка, и он вырастет здоровым, умным, красивым и сильным.
Даже при частичном отставании в развитии ребенка, задержке формирования навыков речи, движения и обучения крайне важно обратиться к невропатологу. Это развеет Ваши сомнения или даст залог успешного лечения.
Раннее детство включает в себя 3 возрастных периода:
Раннее детство отличает от других периодов детства ряд факторов:
В период раннего детства ребенка происходит очень быстрое увеличение массы тела и роста. В среднем до 1-го года вес увеличивается в 3, а длина в 1,5 раза. Таким же быстрым является и темп развития: из неуклюжего, беспомощного существа к концу 1-го года жизни ребенок превращается в разумного человека, нарабатываются и развиваются многие врожденные и приобретенные рефлексы, в том числе речь и прямохождение.
Движение - это нормальное состояние ребенка раннего возраста, улучшается его умственное развитие, одним из тяжелых условий для ребенка является отсутствие возможности двигаться.
Длина тела у нормального здорового ребенка приблизительно равна 50-52 см.
Масса новорожденных детей колеблется от 2500 до 4000 г. После рождения через несколько дней масса ребенка может уменьшиться на 150-200 г. Это нормальная физиологическая реакция.
Обычно к 7-12-му дню жизни масса тела нормализуется, а затем резко набирается. Ежедневная прибавка составляет в среднем в 1-1 четверти года 25-30 г., во 2-й - 20-25 г., 3-й - 15-20 г., в 4-й - 10-15 г. К первому году вес мальчиков составляет приблизительно 10-11 кг., девочек 9-1- кг, на 2-3-м году ребенок прибавляет в весе приблизительно на 2 кг.
Теперь можно измерить окружность головы и грудной клетки малыша.
Обычно при рождении здорового ребенка окружность головы равна 34-36 см. В первые месяцы жизни окружность головы увеличивается быстрее, до 6 месяцев примерный рост составляет 1,5 см., после полугода 0,5 см. От 1 года и до 3 лет окружность головы увеличивается на 1,5-2 см.
При рождении окружность груди несколько меньше окружности головы и составляет приблизительно 32-34 см.
Впоследствии грудь увеличивается быстрее, чем головка малыша, особенно в первом полугодии, ежемесячная прибавка составляет 2 см., после 6 месяцев окружность груди увеличивается медленнее, в среднем на 0,5 см. в месяц.
В возрасте от 1 года до 3 лет окружность грудной клетки ежегодно увеличивается на 1,5 см.
Теперь перейдем ближе к теме нашего разговора - это статическая и моторная функции, мышечной и нервно-психической систем ребенка. Если вы думаете, что ребенок начинает двигаться после рождения, то вы ошибаетесь. Еще в чреве матери, задолго до своего рождения, ребенок живет своей жизнью, где двигается, поворачивается и совершает различные движения на своем уровне. Когда ребенок появился на свет Божий, у него включаются функции более высших анализаторов и развивается координация движений. В первую очередь формируется фиксация глазных мышц, ко 2-3-й неделе жизни ребенок уже фиксирует взгляд, чуть позже он следит за движущимися предметами, поворачивает голову, а это говорит о координации движений мышц шеи. Ну а к 2-м месяцам малыш уже должен держать голову. Тут эстафету развития принимают ручки. С 3-3,5 месяца ребенок начинает совершать целенаправленные движения, захватывать игрушки руками.
С 4-5 месяцев в работу включается спинка, обычно малыш начинает переворачиваться со спины на живот и «ждет» 5-6 месяцев, чтобы перевернуться обратно с живота на спину. Вот малышу уже и полгода, быстро идет время, ваш ребенок самостоятельно сидит, а вам это говорит о начале координации нижних конечностей. 7-8 месячный малыш неплохо ползает, и вам приходится доставать его из-под кровати и другой мебели.
В 8-9 месяцев ребенок может с поддержкой стоять, а с 10-12 месяцев малыш делает первые шаги.
Совершенство двигательных и статических актов зависит от обучения и тренировки малыша, поэтому я неустанно повторяю, что ребенком надо заниматься. Делайте ему массаж, гимнастику в игровых формах, понуждайте его к движению (самостоятельно). Ведь сейчас закладываются его характер, поведение, и вы не должны оставаться в стороне.
Например, следует отметить, что в развитии речи большое значение имеют движения пальцев. Это объясняется близостью областей, регулирующих деятельность мышц пальцев кисти и мышц языка, глотки, гортани, в моторном анализе головного мозга.
Карта исследования психоневрологических функций детей первых семи лет жизни.