Метод Фельденкрайза — система, основу которой составляет умный и продуманный подход к оздоровлению через движения. Цель метода — улучшение и восстановление всех функций организма, и развитие способностей человека.
Суть этой системы реабилитации и оздоровления заключается в том, что, применяя специально разработанные упражнения и комбинации движений, человек учится осознанно управлять своим телом.
Изначально этот метод использовал особенности движения детей младше одного года в ходе лечения моторных нарушений у взрослых. Именно в этом возрасте ребенок управляет своим телом естественным образом, а его движения еще не нарушены «внешним» влиянием.
Метод Фельденкрайза зарекомендовал себя высокой эффективностью при решении широкого спектра медицинских проблем, в том числе, нарушений осанки, осложнений травм, ДЦП, рассеянного склероза, заболеваний центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата и пр. — заболеваний и состояний, вызванных или осложненных моторными нарушениями.
Результаты лечения побудили специалистов использовать этот метод не только у взрослых, но и у детей, которые по каким-либо причинам не были способны к самостоятельному физическому развитию. Идея была воплощена в жизнь, и методику адаптировали для работы с маленькими пациентами.
На практике метод Фельденкрайза продемонстрировал свои неоспоримые преимущества:
Следует отметить, что дети, у которых нарушено восприятие самих себя и окружающего мира, в том числе, слабовидящие и/или слабослышащие дети, могут реагировать на манипуляции специалиста такими проявлениями как плач или крик. Но причина этого — не боль, а недостаточный контакт ребенка с внешней средой и вызванный этим эмоциональный дискомфорт.
При занятиях по методу Фельденкрайза используется два основных направления: ABM (Anat Baniel Method) и JKA (Jeremy Krauss Approach).
Анат Баниэль, ассистентка доктора Фельденкрайза, порядка десяти лет преподавала принципы занятий со взрослыми, на основе чего разработала собственную обучающую программу. В дальнейшем она адаптировала теоретическую и практическую базу своей программы для занятий с детьми — ABM.
Джереми Краус — ученик доктора Фельденкрайза, который вел преподавательскую деятельность по этому методу более 35 лет, и разработал альтернативный подход (JKM), цель которого — помощь детям с врожденными и приобретенными моторными и другими нарушениями.
Сегодня применяется два направления в занятиях с детьми и взрослыми:
В зависимости от индивидуальных особенностей ситуации может использоваться первый или второй метод, а также их сочетание. Комбинация обоих направлений показывает наибольшую эффективность, так как облегчает занятия для самого ребенка, и привносит в них полезное разнообразие.
Метод Фельденкрайза рекомендован для лечения в следующих случаях:
Единого для всех детей результата не существует, так как речь идет о широком спектре заболеваний и нарушений, о разнообразии возрастных категорий и степени тяжести нарушений.
Но есть ряд закономерностей, которые прослеживаются практически во всех случаях.
Так, если речь идет о высокой спастичности мышц конечностей, которая присутствует при различных формах ДЦП, то после занятий наблюдается очевидное увеличение амплитуды движений, улучшение двигательной способности и добавление новых движений.
Мышцы приобретают своего рода «отзывчивость» к направленным движениям специалиста, которые управляет действиями ребенка, и в результате ребенок постепенно обучается самостоятельно совершать такие же действия.
При аутизме, в зависимости от стадии и степени тяжести состояния, ребенок начинает узнавать свое отражение в зеркале, правильно и естественно воспринимать собственное тело, самостоятельно принимает пищу, и более активно идет на контакт с окружающими.
При сколиозе, обусловленном асимметричным сокращением мышц, наблюдается постоянная положительная динамика без необходимости в прохождении повторного курса лечения (при условии, что занятия с ребенком продолжают проводить родители).
У детей, основная проблема которых — неспособность ползать, стоять, бегать и пр., отмечается улучшение способности к распределению веса на каждую конечность, к использованию мышц для удержания равновесия и управления конечностями во время движения.